Статья Вячеслава Синкевича

Безкостный пейзаж
"Могу шаншуй"

Дорогие друзья, продолжаем знакомить вас с обширнейшим жанром китайской живописи – традиционным пейзажем «Шаншуй».
В процессе развития гохуа на протяжении многих столетий возникли различные направления этого популярного жанра.
Помимо «Сине-зеленой» его разновидности, о которой мы уже рассказали ранее, параллельно развивались такие виды как:
  • 金碧山水 - пейзаж, написанный в золотисто-бирюзовой манере,
  • 潑墨山水 - пейзажная живопись, выполненная вкраплениями туши,
  • 界画山水 пейзаж с точной прорисовкой линий для изображения архитектурных строений,
  • 淺絳山水 бледно-фиолетовый пейзаж,
  • 水墨山水 – монохромный пейзаж, выполненный тушью,
  • 小景山水 – пейзажная миниатюра.
Со всеми типами пейзажей мы постараемся познакомить вас в ближайших публикациях. А сегодня речь пойдет о древнейшем из них, по некоторым источникам, пришедшем в Поднебесную в незапамятные времена из Индии - 没骨山水-«пейзаж без костей» или «Могу шаншуй».
Хотя, согласно одной из легенд, эта техника пейзажной живописи была создана мастером 张僧繇 Чжан Сэнъяо во время южных и северных династий в начале пятого века.
Думаем, что теперь это уже не так важно, как понимание и изучение сути необычной техники.

Первый вопрос, который возникает у нас - При чем тут кости и живопись?
В одной из статей, посвященной технике сине-зеленого пейзажа, мы говорили о том, что в «большом зеленом» варианте художниками используется меньше линий и штрихов, сделанных тушью. Вот они-то и носят такое необычное название.

В «Могу» они отсутствуют полностью. Традиционно картина изображается с помощью минеральных пигментов охристого, зеленого и белого цветов.
«Но как начать изображение без предварительного рисунка?» — спросите вы.
Конечно же без него никак не обойтись. Сначала мы изображаем все основные элементы будущей картины углем или карандашом. Допускается прорисовка линий сильно разбавленной тушь. После нанесения краски следы карандаша удаляются.
могу шаншуй
китайский пейзаж
горы воды
горы в китайском пейзаже
безкостный пейзаж
Посредством многослойного цветового моделирования, художнику, взявшемуся за непростую задачу, предстоит сотворить интереснейшую цветовую игру на живописном полотне, а также серьезно потрудится над прорисовкой естественных природных фактур.
Поскольку метод рисования «без костей» подразумевает использование исключительно цветных пигментов для описания света и текстуры объектов, он ближе к объективной реальности, более реалистичен, чем метод моделирования основных линий тушью.

Как одна из трех основных техник традиционной китайской живописи, техника рисования «могу» не так цениться носителями культуры, как две другие - сеи и тщательная техника гунби. Причина в эстетической концепции, которая формировалась на протяжении тысячелетий.

Со времен династий Тан и Сун на теорию живописи и эстетику в целом повлияли шесть методов 谢赫 Се Хэ:

«Одухотворённый ритм живого движения»,
«Структурный метод пользования кистью»
"Соответствие изображения роду вещей"
"Следуя за категориями передавай цвет"
"Действуя согласно законам пространства, определяй положение [объекта на рисунке]"
"Следование древности копирование".

По мнению Се Хэ, «бескостный» - означает отсутствие «выразительной силы кисти». Таким образом, с момента введения «Шести методов Се Хэ» необходимость использования кистей влияла на китайскую живопись более тысячи лет.
Хотите стать экспертом в китайской традиционной живописи!?

Тогда вам с нами!

могу шаншуй
китайский пейзаж живопись
сине-зеленый пейзаж как написать
китайский пейзаж
В статье были использованы картины китайских художников. Фотография художника Чжана Дацяня и его работы разных времен творчества.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.