Статья Вячеслава Синкевича

Киноварный бамбук "Чжу чжу"

За долгую историю китайской живописи тема бамбука вдохновляла многих знаменитых художников на создание настоящих шедевров. Она появилась во времена династий Вэй и Цзин, Южной и Северной, развивалась во времена династий Суй и Тан с появлением таких известных мастеров, как Ван Вэй王维 и У Даоцзы吴道子, и достигла расцвета при династии Сун.
Фрески с изображением бамбука времен династии Западная Вэй и династии Северная Чжоу были найдены на стенах пещер близ Дуньхуана. Они являются самыми ранними артефактами, обнаруженными до сих пор.
С незапамятных времен среди китайских мастеров бытует поговорка: «Бамбук писать- полжизни, орхидею – всю жизнь». Сказанное говорит о всей сложности процесса и серьёзности отношения к изображению данных растений, перед которыми преклонялись мастера древности.

Людям несведущим рисование бамбука тушью может показаться занятием простым, но на самом деле это самое сложное, как утверждают мастера гохуа.
Издавна существовали неписанные академические каноны изображения бамбука.
Во-первых, ваша картина должна передавать физическое состояние природы;
во-вторых, изображение должно иметь эстетическую ценность и смысл, соответствующий законам традиционного искусства;
в-третьих, произведение должно содержать художественную концепцию;
в-четвертых, оно должно передавать субъективные эмоции.

Помимо вышеперечисленных условий вам еще необходимо иметь высококачественную тушь и кисть.
А что же делать, если под рукой нет хорошей кисти и черной туши, а рисовать- страсть как хочется?
Давным-давно один художник легко вышел из возникшей ситуации и вместо черной туши применил красную киноварную, этим и прослыл на века.
Звали мастера Су Ши. Да, тот самый Су Ши на чьи стихи исполняет песню «Лодка» Константин Кинчев. Однажды, когда Су Ши (он же Су Дунпо) служил писарем в суде в Ханчжоу, его, что называется Муза посетила, но черной туши, которая была всем привычна для рисования, не оказалось под рукой. Художник изобразил красный бамбук и был таков.
Присутствующие очевидцы тут же стали критиковать мастера: в природе есть только зеленый бамбук, откуда ты взял киноварный? Су Ши ответил: "В мире нет черного бамбука. Если вы можете использовать черную тушь для изображения зеленого, кто сказал, что нельзя использовать киноварь?".
История его жизни хорошо известна публике, и он во многих отношениях является гениальным художником-литератором. Каллиграфия Су Ши великолепна, а его картины завораживают до сих пор своей свежестью!

Любовь живописца и преклонение перед благородным растением красной нитью проходит в его творчестве.
В одном из своих стихотворений Су Ши говорит: «Лучше не есть мяса, чем жить без бамбука. Без мяса ты будешь худым, но без бамбука ты станешь вульгарным. Худой человек может стать толстым, но бескультурный не может быть излечен...»

Су Ши любил изображать бамбук весь от корня до макушки. Люди спрашивали его: почему бы не разделить картину по частям и изображать только фрагменты? Он отвечал: «Разве бамбук растет фрагмент за фрагментом?»

Красный бамбук 朱竹 «Чжу Чжу» отражает идею Су Ши- избегать в живописи абсолютного сходства с изображаемым объектом. Этот принцип лег в основу техники лапидарной кисти и был принят за основу многими художниками Поднебесной.

В статье были использованы картины китайских художников.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.
Вячеслав Синкевич подготовил для вас уникальный курс по изучению техники изображения бамбука. Курс состоит из 13 уроков и включает в себя проверку работ автором курса.