Статья Вячеслава Синкевича

Дух китайской живописи («ци юн»)

В незапамятные времена, когда в Поднебесной китайская живопись только зарождалась, художники при создании картин в первую очередь обращали внимание на «одухотворённый ритм живого движения» -气韵 «ци юн».
Это первый из шести законов живописи, сформулированных известным китайским художником и теоретиком живописи Се Хэ 谢赫 еще в V веке («Заметки о категориях старинной живописи»).
«Независимо от того какая картина, чем она написана - кистью или пальцами, тушью или другими красками, она должна рождать чувство прекрасного у смотрящего на неё.»
В чем секрет этой магии спросите вы?
Все теоретики китайской живописи единогласно скажут - в одухотворенном ритме.
Например: если вы изображаете дерево, гору, человека или лошадь, вам понадобится немного навыков в рисовании, чтобы люди могли распознать в горе гору, а в дереве дерево и т.д. Это может быть довольно реалистичный рисунок, передающий точность формы того или иного объекта.
Но если вам удается передать настроение в движении людей и животных, состояние в природе, «глаза будут чувствовать себя свежими, а сердце наполненным радостью». Подобное воздействие происходит благодаря «ци юн».
Тан Чжисе (1579–1651) - знаток живописи, теоретик минской эпохи.

Он советует следующее для понимания «ци юн» (одухотворенный ритм живого движения) в пейзажной живописи: «Весь секрет в увлажненных размывах туши.

К примеру, напишите два пейзажа двумя разными способами.
В первом случае создайте ландшафтный рисунок классическими линиями. Затем создайте теневые области, используя эти же линии для штриховки и изображения теней.
В другом - после изображения гор, растительности и камней светлыми чернилами нанесите мягкие размытые пятна. Используйте в работе полупрозрачную тушь, для выделения теневых областей камней, коры, листьев и т. д. )
Сравните эти две картины.
Первая покажется очень сухой и пресной, а вторая - плотной и связной.
Для всех будет очевидной взаимосвязь между мягкой туманностью и течением естественной энергии в работе.
Возможно влияние «ци юн» таится в этом?»
В первую очередь нужно знать теорию живописи. 
Пейзажи древних мастеров создавались с помощью предварительных набросков, поэтому расстояние между деревьями и камнями, фигурами людей формировали тесную взаимосвязь или отношения.
В подобных картинах присутствует глубокий смысл. Они будут яркими, энергетически притягательными и в них будет естественное очарование.

Цинь Цзуюн из династии Цин сказал: «Вы можете разговаривать с ци (взаимодействовать с энергией картины), если у вас есть причина. Если ци неразумна (не отвечает вам), то это не настоящая ци». 
Очевидно, что в неприятии картины - кроется корень «ци юн». 
Во-вторых, используйте для изучения картины старых мастеров. 
Независимо от того, созданы ли картины древних людей их талантом или их мастерством, они давно переданы в наследие миру, «их запах никогда не будет плохим», они вне времени. Мы можем копировать их сколько угодно, и их аура естественно сливается взаимодействует с нашей кистью и тушью.
Художник Фан Сюнь династии Цин сказал: «Следуя древним мастерам, обучайтесь старательно. Постижение духа древности будет длиться долгое время, и жизненная сила его приведет к намеченной цели.» 

В-третьих, мы должны почаще бывать в живописных местах. 
Теперь, если вы изучили принципы рисования и владеете кистью и тушью древних, вы можете свободно практиковаться в живописи.
Каждый практикующий должен через свое сердце пронести тонкие ощущения всех стихий природы, научится чувствовать смену четырех времен года, изменения в освещении в природе в течение дня и ночи и многое другое. Когда ум и сердце будут открыты восприятию окружающего, тушь и кисть будут безудержными. 
Но полагаться только на искусство прошлых времен и заниматься копированием старинных полотен - занятие не для всех художников.


Дун Цичан из династии Мин сказал по этому поводу: «Прочтите тысячи книг, пройдите тысячи ли, а затем сделайте остановку в прекрасном месте среди холмов и оврагов. Наслаждаясь окружающим ландшафтом, пишите его с натуры, не давая вашей кисти покоя.»
В статье были использованы картины китайских художников. 

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.