Значение традиционной китайской живописи Гохуа для Китая и мира в целом
Чжун го хуа (中国画) — полное название китайской традиционной живописи, которая включает в себя различные стили и жанры. Сокращенное название — Гохуа (国画) буквально переводится как «государственная живопись», где guó (国) — государство, а huà (画) — живопись), что подчеркивает национальное значение истории и культуры Китая, отраженное в этом виде искусства.

Корни традиционной китайской живописи уходят в глубь II-III тысячелетий до н.э. Развиваясь в разных направлениях и стилях, Гохуа передавала изменения в культуре и обществе Китая. Сегодня Гохуа продолжает быть популярным видом искусства, как в Китае, так и по всему миру, вдохновляя целые поколения художников и созерцателей.
Что общего у традиционной китайской живописи Гохуа и каллиграфии
Гохуа и каллиграфия — два направления китайской культуры, идущих рука об руку. Оба искусства основаны на китайской письменности и выражаются через кисть и тушь. И там, и там большое значение уделяется линиям, форме, ритму и пропорциям. Кроме того, Гохуа и каллиграфия часто сочетаются в одной работе: мастера Поднебесной любят использовать каллиграфические элементы для подписи и комментирования своих произведений.
Чем китайская традиционная живопись отличается от европейской
Китайская живопись отличается от европейской во многих аспектах, включая технику, материалы, стиль и философию. Одним из основных отличий является то, что китайские художники используют кисть и тушь для создания изящных линий, оттенков и текстур на тонкой рисовой бумаге или шёлке. В европейской живописи чаще работают на холсте масляными красками и кистями, структура которых существенно отличается от восточных инструментов.
Для китайской живописи также характерна любовь к природным сюжетам: цветам, животным, лесным и горным пейзажам. В то время как европейские художники уделяют много внимания изображению религиозных мотивов и портретов. Художники Гохуа обычно не гонятся за точным отображением форм, а стремятся к выражению эмоций и настроений. Европейская живопись, наоборот, может иметь более реалистический и академический стиль.

Философия также играет важную роль в китайской живописи. В культуре Поднебесной живопись часто рассматривается не только как декоративное искусство, но и как способ передачи мудрости и философских идей. Многие мастера стремятся отразить в своих работах идею гармонии между человеком и природой или идею о прошлом, настоящем и будущем.
"Облачная тропа на горе Ву"
Чжан Дацянь — известный каллиграф, художник.
Говорить об отличиях Гохуа и европейской живописи можно бесконечно. В китайской живописи большое внимание уделяется использованию пустого пространства и совсем игнорируются привычные европейцам художественные правила, такие как перспектива или теневая игра. А все потому, что существуют свои законы. Такие удивительные для человека, живущего на Западе, но такие гармоничные для восточного искусства.
Стили традиционной китайской живописи Гохуа
Гунби и Сеи — два ярких и неповторимых стиля китайской живописи, знакомые многим любителям этого искусства.

Стиль Гунби характеризуется детальной и реалистичной проработкой мелких элементов, а также тонкими линиями. Он часто используется для изображения птиц, цветов и других предметов, которые требуют большой точности и проработанности. Во времена правления династий Тан и Сун картины в стиле Гунби были редкими и дорогими предметами коллекционирования. Они удивляли своей красотой благородных посетителей дворцов и были доступны только богачам.
Сеи — более свободный стиль, который подразумевает экспрессивное выражение художественной задумки. В этом случае вместо проработки мелких деталей художник использует быстрые и свободные кистевые мазки, чтобы передать общую идею и настроение работы. Если создание картины в стиле Гунби невозможно без кисти с тонким кончиком, то для Сеи характерна работа с более широкими инструментами.

Как правило, Гунби и Сеи отличаются друг от друга не только техникой, но и применением цвета и пропорций. Однако это не мешает китайским художникам комбинировать эти два стиля и создавать работы, которые сочетают тщательную детализацию с более свободными элементами.

Ми Чунмао
Жанры традиционной китайской живописи Гохуа
Пейзаж — один из наиболее распространенных и любимых зрителями жанров китайской живописи. Художники Поднебесной с давних времен восхищались красотой природы и стремились передать ее в своих произведениях. В традиционном китайском пейзажном жанре существует множество стилей и техник, от которых зависит цветовая палитра каждого в отдельности взятого пейзажа. Например, один из красивейших пейзажных стилей — сине-зеленый пейзаж — отличается использованием большого количества зеленых оттенков, с помощью которых китайские мастера передают богатство растительного мира.
Чжоу Хао
Любовь к символизму побуждает мастеров Гохуа писать животных. На картинах китайских художников можно увидеть не только тигров, лошадей и других привычных нам представителей фауны, но и мифических созданий, таких как драконы.

Би Фан
«Цветы и птицы» — еще один важный жанр Гохуа, вызывающий восхищение у зрителей по всему миру. Такие картины могут быть сдержанными или экспрессивными, состоять из мягких мазков или тонких линий, быть в ярких или спокойных цветах. Художники, работающие в этом жанре, стремятся передать не только внешнюю красоту цветов и птиц, но и их внутреннюю энергию и духовность.
Ван Сюэцзэн
Обучение традиционной китайской живописи Гохуа
С давних времен обучение художников в Китае начиналось еще в детстве. Обычно дети учились у своих родителей или мастеров, которые работали в необходимом стиле и жанре. Важно было не только изучить технические аспекты, но и развить свои эстетические чувства и духовность. Многие китайские художники параллельно занимались каллиграфией и традиционной музыкой, так как считалось, что это способствует формированию внутренней гармонии.

В более поздние времена в Китае появились художественные школы, которые специализировались на различных стилях и техниках Гохуа. Начинающие мастера могли выбрать учреждение, которое наиболее соответствует их творческим предпочтениям.

Сегодня китайцы продолжают обучаться в художественных учебных заведениях, где помимо Гохуа изучают и другие виды искусства. Однако традиционная живопись до сих пор остается важной частью культуры Поднебесной и вдохновляет многих современных художников.

Так как Гохуа приобрела невероятную популярность и за пределами Китая, желание обучаться этому искусству появилось у профессионалов и любителей по всему миру. Однако из-за специфичности китайской живописи, найти достойного преподавателя — непростая задача. Обучить этому искусству может только носитель или человек, который глубоко изучил каноны и философию Гохуа.

Таким преподавателем является Вячеслав Синкевич. Его опыт в китайской живописи более 30 лет, а знания и навыки были получены от носителей китайской изобразительной традиции Хань Ло Ди и Юань Гуан дуна. Вячеслав владеет множеством приемов и нюансов, неизвестных российским последователям Гохуа. Его работы представлены в галереях по всему миру, в том числе в Китае, а ученики отмечают преподавательский талант и умение доходчиво объяснить все тонкости процесса. Особый дар Вячеслава — умение вселить в любого студента уверенность в своих силах. Записывайтесь на занятия, чтобы убедиться в этом лично!
В статье были использованы картины китайских художников.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.
Меню
Вячеслав Синкевич
2023 © Все права защищены
Напишите нам, мы ответим на интересующие вас вопросы
Контакты
Остались вопросы?
*Социальные сети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta Platforms Inc., которая запрещена на территории РФ в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Самозанятый
Синкевич Вячеслав Григорьевич
ИНН 781312458535