Статья Вячеслава Синкевича

Маленький пейзаж

«Изюминка» пейзажной живописи Поднебесной!
Династия Сун в Китае просуществовала более 300 лет. В этот период под влиянием политической и экономической среды развитие каллиграфии и живописи было беспрецедентно процветающим.
Один за другим появлялись известные художники, реализующие свои таланты в различных жанрах и направлениях.

Народная живопись民间绘画mín jiān huì huà, придворная живопись宫廷绘画 gōng tíng huì huà и живопись ученых-официалов士大夫绘画shì dà fū huì huà развивались параллельно, влияли и проникали друг в друга, формируя в целом традиционную живопись династии Сун.

При этом картины художников-литераторов сильно отличались от картин народных и придворных профессиональных живописцев. Основной их характеристикой было то, что они сочетали поэзию, каллиграфию и живопись, для более яркого выражения духовной составляющей их стиля. Именно литераторы развили и сделали популярным жанр «Маленький пейзаж» 小景山水 сяоцзин шаншуй или «Малая сцена».

Поклонники высокого искусства любовно именуют этот жанр «изюминкой» традиционной пейзажной живописи. Несмотря на сравнительно небольшие размеры картин, ландшафтные сцены, выполненные в простой манере лапидарной кистью, эмоционально наполнены. Благодаря каллиграфическим комментариям в лаконичных миниатюрах ярко читается художественный замысел.
Поклонники высокого искусства любовно именуют этот жанр «изюминкой» традиционной пейзажной живописи. Несмотря на сравнительно небольшие размеры картин, ландшафтные сцены, выполненные в простой манере лапидарной кистью, эмоционально наполнены. Благодаря каллиграфическим комментариям в лаконичных миниатюрах ярко читается художественный замысел.

Теоретики живописи единодушно отмечают: «Кисти и тушь мастеров просты и порой необузданны, энергичны и прямолинейны. Композиция скромна и гармонична, а стиль величественен и прост.» Независимо от размера картины основной идеей «Сяоцзин», является демонстрация «гармонии между человеком и природой», поэтому присутствие в пейзаже одинокого странника или рыбака в лодке непременно.⠀

Лао-цзы сказал в «Дао дэ цзин»: «Человек следует за землей, земля следует за небом, небо следует за Дао, а Дао следует за природой». Конфуций же говорил: «Доброжелательный человек наслаждается горами, а мудрец наслаждается водой».⠀

В процессе изображения природного ландшафта живописец рассматривает пейзажную картину как зримую и читаемую вещь, которая уже существует в кисти, туши и бумаге. Каждый мастер стремится тщательно прорисовывать природные ландшафты и послойно передавать их, показывая возвышенную красоту, высокий художественный замысел и величавое спокойствие.
В статье были использованы картины китайских художников.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.