Уже немало написано о важности Пустоты в восточном мировоззрении и искусстве, в частности. Но согласитесь, можно восхищаться и говорить на эту тему бесконечно, она неиссякаема, ибо это тот первозданный эфир, что всегда сопутствует изображенному на живописной плоскости.
Почему присутствие пустоты необходимо и более того, неоправданно много для европейского взгляда, зачем она в китайской живописи и каллиграфии? Вопрос упирается в натурфилософию, как это ни грустно. Изначально дальневосточные мастера ставили целю изобразить не предмет, а нечто большее - то, что внутри него, его суть. А по понятиям художника-философа и натуралиста: что внутри предмета, то и снаружи. А внутри него целая ВСЕЛЕННАЯ.
Далее можно рассуждать о балансе и изысканности композиции, но в приоритете всегда были мировоззренческие установки.
Многие любители восточной живописи непременно подчеркнут, что китайские и японские мастера намеренно отдают пустоте предпочтение в работе для того, чтобы картина дышала. Из этого дыхания рождение виртуального и реального происходит одновременно.
Но оказывается, поклонниками ничем незаполненного пространства были не только азиаты. Напомню вкратце как написал о пустом холсте Василий Кандинский - Внешне: по-настоящему пустой, выглядящий молчаливым, равнодушный. Почти одурманенный. В действительности: полный напряжения с тысячью низких голосов, исполненный ожидания… Чудесно чистое полотно — лучше, чем некоторые законченные картины.
Для созидательного творческого сознания созерцание пустого полотна без объектов превращается в страну чудес. Многие читатели уже поняли, о чем речь, но об этом чуть позже.
Ели вы повнимательнее рассмотрите картины известных в прошлом и современных мастеров гохуа, то увидите, как они с легкостью играют с «пустотой». Под их кистью она начинает даже обретать определенные качества в том или ином случае.
Вот перед вами небезызвестные креветки Ци Байши. Чистым белым фоном мастер ставит задачу- передать прозрачность воды ручья и, вы реально можете это почувствовать.
Скачущий конь Сюй Бэйхуна. Лишенный второго плана объект, словно парит в воздухе, а пустое пространство передает скорость ветра в гриве скакуна. И это тоже ощутимо.
«Рыбалка в одиночестве на холодной реке» мастера Ма Юаня из династии Южная Сун. Пустота, окружающая маленькую фигурку человека, словно обволакивает его. В этом случае она тягучая и плотная. Такими свойствами она заставляет зрителя почувствовать собственное величие в своем вечном течении и намекает на временное пребывание человека в её изначальной природе. Заметьте- не на пребывание какого-то зрителя, а именно вас в данный момент времени. Помните, когда вы смотрите на картину, картина смотрит на вас.
Известная работа У Цзожэн "Летние развлечения в водоёме." Как и Ци Байши, автор не стал намеренно создавать фактуру воды, оставив чистый лист. Таким простым приёмом мастер передал кристальность пруда. Золотые рыбки были «коньком» художника.