Вопрос простой, на первый взгляд. Возможно, с цветов и птиц- ответят одни. С туманных пейзажей – скажут другие.
Скорее всего ответ будет основываться на популярности тех или иных тем для каждого.
Многие ответят - с каллиграфии и бамбука и тоже будут правы по-своему.
А вы сами, как считаете?
Из самых актуальных сюжетов и тем в гохуа сложно выделить какую-то одну или две.
Если проанализировать творчество китайских мастеров, работающих в различных жанрах, мы придем к выводу, что даже те, кто нашел себя в современных пейзажах или портретном жанре так или иначе отдавали честь классицизму и изображали бамбук.
По какой же причине такой загадочный интерес к этой избитой теме, ведь за столетия существования туши и бумаги мастерами Поднебесной написаны без преувеличения миллиарды изображений этой гигантской травы.
С одной стороны - бамбук, растение, повсеместно распространённое во всей Юго-Восточной Азии. Он нашел применение во всех областях жизни коренных жителей того региона. Но с другой, с эстетической стороны, если взглянуть на него, то мы не увидим в нем ничего особенно - коленчатая палка с остроконечными листиками, только и всего.
Хотя бамбук является обычным для Китая растением, он долгое время был предметом восхищения у китайских художников, а во времена династии Сун изображение бамбука стало отдельным жанром китайской живописи.
Известный мастер Вэн Тун 文同 из династии Северная Сун создал «Школу бамбука Хучжоу», которая довела стиль рисования бамбука до пика совершенства. Яркими представителями этой школы-секты были такие мастера как: Ке Цзюэнь, Гао Кэгун и Ни Цзань, Ван Фу, Ся Чан и Сюй Вэй, Ши Тао и Чжэн Баньцяо.
В те далёкие времена многие художники-литераторы любили писать бамбук, и это предпочтение имело глубокий смысл, по той причине, что растению придавалось уникальное символическое значение. В представлении мастеров древности бамбук символизировал собой благородный характер, не только скромность и джентльменский стиль, но и бесстрашный дух, принципиальность, упорство и оптимизм.
Тот же упомянутый основатель «Школы бамбука» Вэн Тун, в своем трактате очень восхвалял это растение «Совесть его чиста в сравнении с простой травой, а выносливость куда больше, чем у обычных деревьев».
Теперь нам становится понятно почему со времен династий Сун и Юань рисование бамбука тушью стало важной частью китайской традиционной живописи и почему ни один из китайских художников, особенно начинающих, не обходит его стороной.