Статья Вячеслава Синкевича

Символика пиона в китайской живописи

Издавна в Китае пион славился своей элегантностью, а во времена династии Тан даже был провозглашен национальным цветком.
Благодаря своему привлекательному внешнему виду и великолепной окраске пион стал королем всех цветов Поднебесной.
С древних времен его любили и воспевали бесчисленное количество раз художники и литераторы. Об этом свидетельствует история классической традиционной литературы и живописи.

Использование пионов в картинах не только отображает их обаяние и красоту, но и подчеркивает их изящный, миролюбивый темперамент. Пион назван «самым богатым цветком» в «Теории богатства и чести пиона» — трактате, написанном в эпоху династии Цин.
По этой причине китайцы любят вешать картины с пионами дома и дарить их друзьям во время фестивалей и на дни рождения.
А вы знаете, что на живописном языке цветы розового пиона означают изящество, зрелость, утонченность и красоту?
Цветы желтого пиона говорят: «Яркий, богатый и роскошный, вечный, величественный и полный жизненной силы!».
Голубой пион: «Красивый, романтичный, свежий и элегантный!».
Черный пион говорит: «Я буду любить тебя вечно, даже после твоего ухода.». На самом деле в семействе пионов нет чисто черных цветов. Темно-красные и темно-фиолетовые пионы принято называть черными.
Белые пионы: «Целомудренность, чистота, высокие моральные качества.».
Благопожелательный символизм цветка на картинах подчеркивается присутствием в сюжете различных благоприятных птиц: золотыми фазанами, голубями, павлинами, журавлями, сороками, мандаринками и т. д. Они создают атмосферу праздника и душевного подъема.
Самое главное в живописи пионов — выразить благородство и изящный темперамент этих цветов, однако они часто подвержены «трем болезням». Во-первых, неправильному использованию цветов, во-вторых, отсутствию уравновешенной композиции, а в-третьих, недостатку жизненной силы или «ремесленного духа». Обо всем этом мы говорим с вами на новом курсе «Пионы».
В статье были использованы картины китайских художников.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.