Статья Вячеслава Синкевича

Сине-зеленый пейзаж

Вся правда о сине-зеленом пейзаже

Вернемся к нашему сине-зеленому пейзажу и разберемся немного в том, что это за необычное для европейского взгляда направление в живописи.
И в самом деле 青绿山水цин лю шаншуй - это уникальный вид китайской пейзажной живописи, очарование которого не ослабевает спустя тысячи лет.
Во времена Пяти династий ввиду того, что императорский двор восхищался и покровительствовал изобразительным видам искусства, жанр пейзажа достиг своего пика.
В ту эпоху возникли такие разновидности зеленого пейзажа, как:
大青绿山水 – большой зеленый(дацинлю),
小青绿山 水– малый зеленый(сяоцинлю),
金碧山水 – золотисто-бирюзовый(цзинби),
没骨青绿山水 -безкостный (могу) и
意笔青绿山水 – зеленый, выполненный в стиле сеи (иби).
Все перечисленные изобразительные формы объединяло одно общее явление – они выполнялись с использованием ярких пигментов, содержащих медь. В качестве основных цветов использовался азурит (синий малахит) и обычный зеленый малахит.
Самородки азурита и малахита в одном куске чем-то напоминают сине-зеленый пейзаж, не правда ли?
Второстепенными цветами выступали киноварь, придававшая красноватый оттенок, окись свинца или измельченные ракушки использовались в качестве белил, а для золотисто-охристого цвета применяли аурипигмент.
Для того, чтобы приготовить краситель из медной руды у подмастерья уходило более восьми часов. В качестве связующего клея для краски использовали желатин, который долгие часы вываривали из шкур и костей животных.
линии кисти в китайском пейзаже
сине-зеленый пейзаж как написать
горы в китайском пейзаже
Надеемся, после такой информации вы будете бережнее относится к уже готовым краскам.
А вы знаете, что когда-то сине-зеленый пейзаж был гордостью и славой китайской пейзажной живописи. В своё время он воплощал в себе эстетическое восприятие красоты природного ландшафта жителей Поднебесной.
Пейзажный жанр являл собой единство человека и природы в культуре китайского народа и впоследствии стал одним из символов культурного наследия Китая.
Расцвет династий Тан и Сун находился под влиянием художественной живописи и постепенно пришел в упадок в династиях Мин и Цин. Как это не прискорбно, зеленая пейзажная живопись династии Цин примостилась на задворках и стала маргинальным видом живописи. На протяжении долгих лет она была предана забвению и лишь в двадцатом веке известный мастер 张大千Чжан Дацянь продолжил жизнь сине-зеленых пейзажных картин и воссоздал их красоту на собственный манер.
Художник провел свою неповторимую и гениальную линию в истории современной китайской пейзажной живописи и стал в ней последним великолепным штрихом зеленого цвета.
Дацянь в последние годы работал в стиле «безкостного пейзажа», то есть «от пятна», не утруждаясь прорисовывать фактуру камней и скал, нанося обширные цветовые пятна. Такой метод называется大泼彩 - разбрызгиванием цвета. Изначально же сине-зеленые пейзажи танской эпохи выполнялись тщательной кистью, с подробной прорисовкой деталей и были двух разновидностей - большими и малыми зелеными, но об этом поговорим в одной из публикаций.

P.S.
Известен факт, что Чжан Дацянь как-то решил навестить Ци Байши. Это случилось в ту пору, когда оба были уже довольно известными фигурами в культурной жизни страны. Ци Байши отказался от аудиенции, прокомментировав свой отказ так – «吾奴视一人». Буквально это означало, что он с презрением относится к Чжан Дацянь.
Однако Дацянь не обиделся на заносчивого старика, так как сам, судя по всему, был умудренным старцем. В душе он презирал тягу Ци Байши к деньгам и считал его скрягой, но при всем высоко ценил его талант и считал, что в мастерстве он превосходит самого У Чаншо. Судя по всему, Чжан Дацянь при жизни был великодушным и покладистым, а картины его источали нежность и терпимость. Ниже на фотографиях приведены для примера картины мастера раннего и позднего творческого периода.
Чжан Дацянь
китайский пейзаж живопись
сине-зеленый пейзаж как написать
горы в китайском пейзаже
Чжан Дацянь
шаньшуй
Продолжим наше повествование о сине-зеленом пейзаже и поподробнее разберемся в его разновидностях. Какому из перечисленных видов вы отдадите предпочтение для дальнейшей работы, пока неизвестно, но то, что он не оставит вас равнодушным это точно.
Итак, суть разницы «большого» и «малого» зеленых пейзажей вовсе не в размерах.
Первый обладает более яркой окраской и декоративностью, при этом фактура гор и скал не сильно проработана традиционной штриховкой. Малый зеленый пейзаж не выглядит таким эффектным из-за полупрозрачных тонов окраски, но имеет более проработанную картинку тушью.
Надеемся, на представленных ниже фотографиях работ вы теперь легко определите разницу этих двух популярных видов пейзажей.
Как мы уже говорили ранее, зеленый пейзаж был создан во времена династии Тан. После нескольких поколений художников он развился и был выделен в самостоятельный живописный жанр. По мнению многих специалистов качественно изобразить сине-зеленый пейзаж очень трудно.
Ван Шигу 王石谷, один из «четырех ванов» династии Цин сказал: «Энергия ци, наполняющая пейзаж должна быть светлой и чистой. Вся сила его в искусности и утонченности. Чтобы полностью постичь суть зеленого пейзажа, художнику нужно не менее 30 лет».
Вот так, ни много ни мало. И это мнение компетентного человека для носителей культуры. Дерзайте, дорогие друзья!
Конечно, невозможно качественно и полноценно изобразить пейзаж без определенных навыков рисования тушью и знания обширной технической базы. Именно с этим арсеналом средств вам предстоит еще познакомиться в наших публикациях и наглядно освоить на наших занятиях.
шаньшуй
китайский пейзаж живопись
сине-зеленый пейзаж как написать
горы в китайском пейзаже
пейзаж
шаньшуй
горы-воды
китайский пейзаж
С чем могут столкнуться новички, приступающие к освоению непростой техники зеленого пейзажа?
Оказывается, азуритовый и малахитовый пигменты не так просто «растянуть», чтобы получился ровный цветовой градиент. Процесс растяжки надо совершать по смоченной бумаге, при этом крайне органично чувствовать материалы, особенно бумажный лист, чтобы не протереть его кистью. С цветами следует играть, применяя богатые и разнообразные оттенки, но без банальщины и вульгарности.
Изучая технику пейзажа, вы откроете для себя много нового. Например, знали ли вы ранее, как можно эффектно изобразить мох? В этом есть некоторые тонкости. В пейзаже на камнях и стволах деревьев размещают точки, именуемые 嵌宝点 - «инкрустация драгоценностями». Эти точки не что иное, как мхи и лишайники, но изображенные довольно символично. Сначала «цьен бао дъен» рисуются тушью, а затем поверх черного пятна наносят густой укрывистый голубой или зеленый цвета.
Как считают специалисты, после применения такого приёма, пейзаж становится более привлекательным и возникает «кристально чистое ощущение» от его созерцания.
Если ваша картина получилась малопривлекательной или излишне тусклой, вы можете использовать метод «драгоценных точек», чтобы исправить ситуацию.
В старину, когда пейзажи писались на шелке до изобретения бумаги, художники зачастую использовали метод обратной обработки расписного полотна. Вы спросите, для чего?
Для того, чтобы на картине краски заиграли ярче, местами под азуритовый и зелень с изнанки наносили слой белил. Пигменты в таком случае начинали буквально светиться.
Все перечисленные приёмы – лишь малая часть того, что вы можете узнать на наших занятиях.
шаньшуй
китайский пейзаж живопись
сине-зеленый пейзаж как написать
В статье были использованы картины китайских художников. Фотография художника Чжана Дацяня и его работы разных времен творчества.

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.