Шестой - «Трансцендентальный».
В теории древнекитайской живописи подчеркивается, что произведение должно не только выражать какую-либо тему, иметь определенную концепцию, но также иметь некое ощутимое расширение за границами картины.
В таком случае, изображенное на полотне помогает зрителю включить силу его воображения и увести вместе с автором в «волшебную страну».
Как сказал художник Тай Чжунгуан во времена ранней династии Цин: «Пустой оригинал нетрудно изобразить, реальная сцена ясна. Но появляется пустая сцена, а богов невозможно нарисовать. Не нарисованная сцена впечатляет! Большинство картин в основном представляют собой поверхностные бородавки. За пределами картины, где нет живописи и есть страна чудес».
Это место «неописуемого» и «божественного».
Яркая аура окутывает такую живопись, и она подвластна пустоте и внутреннему потоку.
Благодаря изображению птицы на такой работе, можно вообразить большое количество вещей, которые на картине не изображены.
На работах некоторых художников вы часто можете наблюдать птицу, которая своим поведением показывает внутреннее напряжение от факторов, беспокоящих её, но находящихся за пределами картины.
Либо птицу спящую или отдыхающую, что тоже передает спокойствие за пределами картины и соответственно в самой картине.
Зачастую лирический комментарий к работе усиливает переживание от её созерцания.