Статья Вячеслава Синкевича

Техника изображения сосны

Пособие для начинающих художников по изображению сосны
В древности сосну часто называли «дерево длиною в сотню деревьев», намекая на её размер.
С уважением её именовали, как «царя царей» в растительном царстве.
Считалось, что в соснах присутствует дух беззаветной самоотдачи и все качества благородного мужа, не заботящегося о собственных успехах и потерях. Этим деревьям приписывали жизнеспособность и стойкость.
Естественно, что именно сосна стала символом здоровья и долголетия. Может поэтому сосны украшают большую часть традиционных пейзажей.

А теперь переходим к практической части.

Начало изображения
Во-первых, необходимо правильно выстроить общую композицию, определить направление основного ствола, толстых и тонких ветвей и положение иголок сосны на рисунке.
Для изображения сосны в классической манере, необходимо использовать жесткую полусухую кисть. Движения должны быть энергичными и постоянно переключаться с лицевой на боковую сторону кисти. Слегка напитайте кисть тушью черного цвета, проведите несколько «рыхлых» линий для того, чтобы определить взаимосвязь между светлой и темной сторонами ствола.
Разберитесь в соотношении размеров толстых и тонких ветвей.
Толстые ветви изображаются двойными линиями от основания у ствола. Чем дальше от ствола, тем ветвь становится тоньше и переходит в одну сплошную линию.
На всем протяжении ветви размещайте большое количество точек различной величина и формы. Это придаст рисунку живость и реалистичность. Для рисования сосны можно использовать черную тушь, соединяя её с коричневой краской.

Ствол и ветви
Можно начать построение рисунка сосны сверху вниз.
Изначально изобразите самые верхние ветви и часть ствола. Такой метод поможет сразу определиться с высотой дерева и не даст вам сбиться впоследствии с толщиной ствола. Так фрагмент за фрагментом вам удастся построить все дерево целиком.
После изображения основного силуэта добавьте хвою и мелкие ветви. Верхушки деревьев обычно имеют увядшие ветки, растущие вниз. Ваш рисунок получится гибким и лаконичным.


Дупло
Немаловажно изобразить на старой изогнутой сосне одно дупло или несколько.
Форма этих узловых отверстий часто бывает неправильной. Древу они придают определенную эстетику реалистичность. Контур дупла следует рисовать сухой кистью и полу разбавленной тушью. Рисуя очередное отверстие в стволе, не придерживайтесь формы «ушей». По некоторым понятиям это считается вульгарным. Для изображения дупла окуните кисть в тушь, после опустите её в нужное место на рисунке. Сделайте мазок кистью с некоторым давлением на бумагу, а затем слегка приподнимите её. Область, прилегающую непосредственно к самому отверстию в стволе, оставьте без какой-либо фактуры.

Мох на стволе - важная часть в изображении сосны. Он может быть завершающим штрихом и придавать некое очарование рисунку. Пятна мха варьируются в размере, собираются и рассеиваются, благодаря различной плотности оттенков туши. Как правило, мох, выполненный насыщенной тушью, может удвоить очарование изображения. Такие пятна могут служить стабилизирующим центром рисунка.

Корень
Сосновый корень также является важной частью сосны.
Сосна, которая растет между гор и особенно на скалах, обнажает корни в различных позах.
Корень сосны состоит из основного и довольно длинных боковых. Необычная форма корня сосны подразумевает использование разных кистей. При рисовании корней сосны используйте метод рисования двойным контуром, чтобы очертить форму «локонов и завитков».
Рисунок корней должен быть искривленным и волнообразным. После «двойных крючков» добавьте чешуйки на поверхность корней.⠀

Хвоя
Как правило, небольшая группа сосновых иголок на ветке объединяется в один пучок. Каждый такой пучок изображается внахлест со смежным ему. Толщина иголок - это первое, на что следует обращать внимание при рисовании хвои. Каждая группа иголок состоит из семи-восьми штрихов, расположенных веерообразно. Каждый штрих проводится слева направо и справа налево снаружи внутрь.
Нахлёст между группами иголок обычно составляет одну треть от верхней и нижней иголки. Перекрытие хвои должно быть плотным с неравномерными просветами в ней, с изменением плотности и элементами хаотичности. Небольшие ветки местами могут проглядывать между сосновыми сгустками хвои. После изображения игл их следует затонировать светлыми оттенками туши. Только после этого хвоя приобретет пышность и привлекательность.

Хвоя конской сосны
Хвоя этого вида сосны имеет длинные иглы, и все иглы крепятся к длинной основной сердцевине в точности, как у хвоща. Отсюда и название – «сосна конский хвост».
Хвоя сосны Массона острая и прямая, поэтому тип изображения игл более энергичный и прямой, а метод рисования немного сложнее, чем первый. ⠀

Кедровая сосна под снегом
Кедр представляет собой особую картину, особенно покрытый снегом.
Скопление снега на ветвях и стволе резко контрастно и выразительно подчеркивает формы деталей, составляющих крону дерева. Для лучшей контрастности фактуры снега на хвое, фон следует выкрашивать полупрозрачными оттенками туши.
Таким образом, белый снег на светлом фоне картины будет читаться естественно. В этом процессе следует обращать внимание на интенсивность и легкость цвета краски. Практикующие рисунок сосны могут оценить её величественный вид, изучив несколько различных положений и ракурсов дерева. Подобные рисунки также можно использовать в качестве копий, выполняя свои работы.

Кипарис всегда означал долголетие или благородство.
В изображении кипариса практикующие должны стремиться показать его силу и мощь.
Текстура кипариса очень характерна, его не спутаешь ни с каким другим деревом. Дерево изображается практически без коры. Его древесина многожильна и змееподобна изгибается вверх по спирали, как извилистые тела драконов.

На стволе имеются многочисленные продольные трещины и дупла, а также вековые наросты. Его толстые ветви имеют множество изгибов и поворотов. Это то, на что следует обращать особое внимание в манера и технике изображения кипариса. Технически изобразить картинку древесины довольно просто. Вам понадобится жесткая кисть. Окуните её в тушь, отожмите и сделайте полусухой. Затем придайте кисти плоскую форму лопатки и проведите несколько волнистых линий.
Для изображения ствола используйте насыщенные чернила, чтобы подчеркнуть его очарование. Теневые области выкрашивайте разбавленной тушью. Окрашивание должно соответствовать естественной фактуре кипариса.
Для изображения хвои кипариса необходимо использовать круглую вытертую кисть.
При этом наносятся на бумагу точечные мазки кисти различной величины и интенсивности.
Точки образуют массивные пятна различной плотности и формы. Округлость - основная характеристика листа кипариса.
Плотность и легкость очень важны при размещении точек, которыми изображается хвоя.
Близкие формы должны быть более насыщенными и реальными, а удаленные более легкими и бледными. Взаимосвязь между полупрозрачным и плотным является ключевым моментом в изображении кипариса. «Насыщенная тушь воплощает дух, а светлая тушь создает рифму в этот момент.»
Тренируйтесь изображать одно из самых удивительных и почитаемых деревьев в Китае.
И приходите к нам на уроки!
В статье были использованы картины китайских художников. 

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.