Статья Вячеслава Синкевича

Великая пустота в картинах

Пустота 空心– это глубокое философское понятие никак не могло обойти стороной традиционную живопись Китая. Можно смело сказать, что это первый и главный кирпич в фундаменте гохуа.
Умышленное оставление пробелов 空白 художниками, символизирующих пустоту на картине - одно из важнейших преимуществ восточной композиции.
Кто-то из мудрецов прошлого сказал - «картина отказывается от подобия и выбирает богоподобие» -遗貌取神
Такое глубокое проникновение в суть вещей заставляло старых мастеров стремиться к передаче скорее внутренней их сути, нежели внешней оболочки. Второстепенный контент, не имеющий прямого отношения к теме картины, полностью удалялся, что и создавало пробел на живописном полотне.
Однако пробел здесь не означает «нет». Он не только выделяет основную часть картины, но и углубляет художественную концепцию картины, формируя расширенную ассоциацию визуального образа.
Следовательно, «пробел» нематериален, и осязаем одновременно. Помните у Лаоцзы –«Действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём.»
Известный живописец Хуан Биньхун в свое время отметил: «Когда вы созерцаете живопись, вы должны не только всматриваться в изображенные детали на картине, но и в её пустое пространство».
Из вышесказанного мы можем видеть осознание и важность понятия «Пустоты» в китайской культуре.
Помимо возвышенного отношения ко всему изображаемому, старые мастера, оставляя на картине «белое пространство» 空白, преследовали также простую цель - показать, что изображаемая стихия имеет самый светлый оттенок среди всех имеющихся в окружающей природе. Например, на картине мастера Цянь Ду 钱杜 «Вверх по течению» пустое пространство около лодки представляет собой воду. Автор не попытался выделить водную гладь, используя характерный рисунок волн, часто встречающийся в пейзажной живописи. Он дал возможность зрителю включить воображение, изобразив лишь дальнюю линию берега. В этом случае пустое пространство может быть связано только с водой и не может вызвать какие-либо другие ассоциации, хотя…
Включите своё воображение.
китайский пейзаж
горы воды китайский пейзаж
шаньшуй китайский пейзаж живопись китая
Понимание основных свойств пустоты может позволить нам более разумно и целенаправленно использовать незаполненное пространство для создания композиции.
Теперь вы понимаете, что к пробелам на картине нужно относиться со всей серьезностью. Пятна белого цвета в первую очередь должны заставлять задуматься при рассматривании картины и позволить глубже прочувствовать замысел автора. Размер пустых пространств, их положение, концентрация и рассредоточение на картине - все эти тонкости влияют на установление ритмической красоты изображения.
Для анализа возьмем несколько работ известных мастеров прошлого. Это поможет нам в постижении сути присутствия «пустоты» в картинах.
Вглядитесь в произведение мастера Тан Ин 唐寅(1470-1523 гг., выдающийся китайский художник, каллиграф и поэт династии Мин) «Когда подул осенний прохладный ветерок, веер выбросили». В старом Китае женщина, изображенная на картине с веером в руках, олицетворяла непорочность. В данном случае название не что иное, как известная метафора, касаемая женской нравственности. Теме с выброшенным или порванным веером посвящено множество произведений китайских мастеров. Пустой фон картины отражает эмоциональное напряжение главной героини, а название работы нам сообщает, что женщина, возможно вот-вот выбросит заветный предмет. Примерно так «читал» живопись просвещенный человек в средневековой Поднебесной. Текст, сопровождающий картину, ещё больше раскрывал её суть и смысл. Вот в пример картина с порванным веером.

веер китайская девушка
китайская живопись, гохуа
Продолжим нашу экскурсию в живописной «Пустоте».
На известном пейзаже художника Юаньцзи 原济 сквозь густые заросли леса пустое пространство проглядывает фрагментарно. Какую задачу ставил художник, наполняя свое произведение янской полнотой, противопоставляя её скромной иньской пустоте? Мы должны знать, что пустота обладает иньскими качествами, и она в свою очередь стремится быть заполненной янской наполненностью. На картине чувствуется явный перевес мужского начала и одно из правил – «Оставлять пробелам как минимум треть живописного поля» здесь не работает. Возможно, это загадка, которую автор оставил потомкам для размышления. При всей нестандартности композиции картина дышит подвижностью.
А вот и картина Джузеппе Кастильоне «Журавли и сосны». Поклонники китайской живописи знакомы с творчеством итальянского мастера, бывшего в своё время придворным художником в Китае в 18 веке.
Журавли своей яркой белизной привлекают взгляд и бесспорно являются главными действующими объектами этого произведения. Вполне очевидно, что основную композиционную плотность создают земля, камень и сосна. Лишь небольшой просвет охристого фона заставляет дышать картину. Через него то и осуществляется вентиляция энергии «Ци» в этой прекрасной работе. Даже грациозные позы журавлей не спасут композицию, если поместить в это свободное пространство ещё какую-нибудь весомую деталь в виде сосны, например. Как это прочувствовать? Просто прикройте это место пальцами, и вы в очередной раз ощутите всё совершенство пустоты.

белые журавли гохуа
китайская живопись пейзаж горы воды шаньшуй сосна
Вглядимся в пустоту, смотрящую на нас с картин, являющихся яркими образцами средневековой пейзажной живописи. Эта серия из восьми работ мастера Донг Цичана董其昌 является признанным шедевром гохуа. Все «Восемь осенних пейзажей» автор традиционно сопроводил прекрасными стихотворными строками.

Природные ландшафты, претерпевая метаморфозы под кистью мастера словно плавают в пустоте. В обширные части небесной выси художник помещает каллиграфические тексты. Вполне ощутимо, если бы не эти многострочные стихотворения, пустота в верхней части картин даже давила бы на зрителя.

Автор намеренно выделил графические формы «пробелами», чтобы выразительнее сформировать композиционные горизонтали и вертикали. Традиционные ландшафтные формы словно вырезаны из материала и наложены поверх чистого листа. Отодвигая планы пейзажей слой за слоем, мастеру удалось создать красивую и элегантную художественную концепцию. Характерная восточная ритмичность этих произведений навевает покой, а «Великая пустота» в них дышит вечностью.

Надеемся, после этого поверхностного погружения в культуру востока, вы будете более внимательно относиться к пустым местам в своих картинах. И вся вышеизложенная информация будет вам в помощь при создании новых прекрасных картин. Вглядимся в пустоту, смотрящую на нас с картин, являющихся яркими образцами средневековой пейзажной живописи. Эта серия из восьми работ мастера Донг Цичана董其昌 является признанным шедевром гохуа. Все «Восемь осенних пейзажей» автор традиционно сопроводил прекрасными стихотворными строками.

Природные ландшафты, претерпевая метаморфозы под кистью мастера словно плавают в пустоте. В обширные части небесной выси художник помещает каллиграфические тексты. Вполне ощутимо, если бы не эти многострочные стихотворения, пустота в верхней части картин даже давила бы на зрителя.

Автор намеренно выделил графические формы «пробелами», чтобы выразительнее сформировать композиционные горизонтали и вертикали. Традиционные ландшафтные формы словно вырезаны из материала и наложены поверх чистого листа. Отодвигая планы пейзажей слой за слоем, мастеру удалось создать красивую и элегантную художественную концепцию. Характерная восточная ритмичность этих произведений навевает покой, а «Великая пустота» в них дышит вечностью.

Надеемся, после этого поверхностного погружения в культуру востока, вы будете более внимательно относиться к пустым местам в своих картинах. И вся вышеизложенная информация будет вам в помощь при создании новых прекрасных картин.
шаньшуй
китайская живопись пейзаж горы воды шаньшуй
Ждем вас на наших онлайн занятиях.
В статье были использованы картины китайских художников. 

Копирование текста возможно с обязательным указанием имени автора (Вячеслава Синкевича) и источника заимствования.